снижение добычи щебня

Уже в осеннюю пору года можно делать некоторые предварительные выводы по поводу строительного сезона. Для того чтобы подвести итоги, нужно проанализировать, например, рынок нерудных материалов. Лучше всего обратиться к экспертам, которые смогут детально изложить всю самую важную информацию. На самые животрепещущие вопросы ответил известный аналитик и эксперт Алексей Семенов. Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

— Как можно было бы оценить рынок строительных материалов на данный момент? Особенно интересует в этом вопросе добыча щебня. Какими могут быть предварительные итоги касательно строительства за последний год?

— Если рассматривать мнение всех независимых экспертов, то стройматериалы на отечественном рынке продолжают падать. Однако стоит заметить, что в сравнении с предыдущими годами, падение замедлилось, то есть существует вероятность того, что в целом главная фаза данного кризиса уже завершена, но нельзя сказать, что в ближайшем будущем все улучшится или хотя бы вернется на свои места. Безусловно, нельзя сказать, что во всех сферах промышленности все придерживается единого уровня, где-то есть свои взлеты и падения. К примеру, если взять производство и продажу листового стекла, то в последнее время дела значительно идут вверх и объем экспорта увеличивается.

К сожалению, в целом по ПСМ наблюдается снижение объемов производства, но, возможно, в дальнейшем ситуация значительно улучшится.

Если говорить конкретно о щебне и гравии, то эти материалы занимают одно из первых мест в рейтинге добываемых нерудных материалов. Но сложно сказать, какой именно объем щебня добыли за последний год, поскольку статистика аналитиками ведется не совсем корректно.

Все это можно объяснить несколькими ключевыми факторами. Так, во-первых, вся проблема таится в методологии учета. Еще в далеком 2010 году методология учета объема какого-либо строительного производства базировалась на классификаторе ОКПД. Раньше в товарную группу производства могло входить большое количество различных нерудных материалов и все это, безусловно, фиксировалось и учитывалось специалистами. Сейчас схема действий немного иная, так как учет начали вести согласно с новым типом ОКПД 2. Новый способ учета пришлось воплотить в реальность для того, чтобы гармонизировать старые методы со статистической классификацией материалов, которая согласовывается с видами деятельность Европейского сообщества. Из-за перехода на новый метод, в планах у Росстата пересчитать все индексы производства по месяцам и другим отрезкам времени за последние несколько лет. Пересчет делается для того, чтобы внедрить усовершенствованный метод, который ранее применялся, как «корзина» товаров-представителей. Все же, новая система пока что работает не так идеально, так как специалисты пересчитывают те данные, которые были официально зафиксированы при добыче материалов. Непосредственно и новая статистика на данный момент составляется аналогично предыдущей, но есть надежды на то, что в дальнейшем все будет работать более точно и слаженно. Сейчас можно точно сказать о том, что щебень и гравий учитывают еще и в оперативной базе данных Росстата.

Во-вторых, многие предприятия вообще не предоставляют никаких данных, которые говорят о том, в каком количестве и за какой период времени был добыт тот или иной материал или же в органы статистики предоставляются сфальсифицированные данные. Например, многие производители, которые специализируются на добыче щебня, предоставляют статистические данные в тоннах, когда по стандартам положено в кубических метрах. Из-за этого данные очень завышены и не соответствуют правде. Это же относится и к производству известняка, цемента, большинство предприятий завышают свои показатели.

Из этого можно сделать вывод, что проблема учеба добычи материалов комплексная и решить ее можно далеко не за один день, так как многие продолжают искажать реальные данные, которые в итоге приходится использовать для выведения общих итогов.

— Есть ли какие-то изменения в географическом плане по поводу поставок щебня?

— Если взять точные статистические данные, то можно сделать не очень благоприятные для нашей страны выводы. Всего 8 лет назад производство щебня очень сильно упало и до сих пор оно не может выбраться хотя бы на средний уровень. Конечно, с каждым годом объемы пытаются восстановиться, но уйдут еще многие годы для того, чтобы вернуть все, как было.

Если сравнить статистику прошлого года с нынешней, то добыча щебня возросла на целых 5,4%. Нужно акцентировать внимание на том, что в основном главным пиком повышения добычи была летняя пора года, а вот весной все немного замедлялось, но в любом случае такое увеличение лучше, чем ничего.

Если рассматривать регионы всей нашей страны, то здесь тоже есть, о чем поговорить. В целом практически во всех федеральных округах на первом этапе добычи щебня было замечено значительное увеличение объемов. Если говорить о периоде с января по июнь, то только в 42 из 71 субъектов России специалисты заметили рост производства. К сожалению, в некоторых областях страны, таких как Ульяновская или Республика Бурятия аналитики заметили, что производство щебня сократилось практически в два раза. Сократился и объем железнодорожных перевозок, что в принципе тоже очень негативно сказывается на строительном рынке страны.

Все еще лидером по рынку для сбыта строительных материалов остается Московская область.

— Раньше довольно весомое количество щебня приходило в Россию из Украины. Как эта система работает на данный момент и работает ли она вообще?

— К сожалению, импорт щебня уже на данный момент упал в несколько раз и все это касается импорта из Украины. Сейчас большая часть поставок идет из Беларуси, так как это вызывает меньше конфликтов и проблем. Стоит отметить, что через Беларусь перевозят еще и украинский щебень, который на данный момент попал под ограничения. Все же, мы видим тенденцию, что поставки щебня из Украины в Россию падают с каждым днем.

Если рассматривать поступления за январь, то они составляют более 5 миллионов куб. м., что в принципе хороший результат сравнительно с прошлым годом, но практически все эти поставки приходят к нам из Беларуси и лишь малая часть из Украины.

— Карелия заявляла о том, что планируется сделать транспортные условия более комфортными для вывоза строительных материалов. Есть ли какие-то перемены?

— Если ссылаться на Росстат, то по их данных объем щебня, который был вывезен из республики за 6 месяцев, сократился на целых 43%. Уменьшился и объем отгрузки материала по железнодорожным путям. Уже из этого понятно, что дела не идут в гору и все становится только хуже. Конечно, есть во всем этом и виновные. Во-первых, из-за завышенных тарифов постоянная грузоперевозка по железнодорожным путям не может быть осуществлена, во-вторых, щебень Республики Карелия не может конкурировать на рынке страны, в-третьих, возможность доставлять материал при помощи автомобиля стал вообще недоступным из-за очень высоких тарифов. Все упирается в финансы, из-за этого производство и не может развиваться. Выгодной доставка является только внутри своей республики, но это существенно не улучшает производительность.

Есть вариант совершать речные перевозки, но сейчас говорить об этом очень рано, так как инфраструктура не сможет поддержать эту идею.

— В период кризиса в стране многие строительные компании и предприятия были вынуждены закрыться. Что можно сказать по поводу производства щебня и есть ли какие-то перспективы?

— Несмотря на то, что кризис до сих пор напоминает о себе в нашей стране и иногда усугубляет финансовую ситуацию, у предпринимателей и правительства все еще находятся деньги для открытия новых производств, заводов, которые специализируются на щебне. Это хорошо, ведь инфраструктура развивается, и страна пытается вернуть то, что было потеряно. Выделены деньги также и на обновление техники производств, которые уже давно были построены и открыты. Иными словами, совершаются попытки глобализации и усовершенствования производства. Все это звучит позитивно, но каким-то образом на статистике это отображается так, что сейчас эксперты наблюдают снижение мощностей всех заводов страны. В принципе, загрузка по стране никак не превышает даже 60%, но мы наблюдает такой неприятный спад.

— А что по поводу ценовой политики на этот год?

— В первую очередь хочется сказать, что цены, как это уже для всех привычно, с каждым годом только растут. Дело в том, что дорожает электричество бензин, топливо, поднимается заработная плата работников, каким-то образом предприятиям нужно держаться на плаву и все это можно понять. В этом году идет тенденция на то, что с каждым промежутком времени цена на щебень увеличивается. В самом начале года она составила 464 руб./куб. м, как можно понять, это не окончательное число. Только что речь шла о средней цене, которую на щебень устанавливает сам производитель. Естественно, что каждое предприятие озвучивает покупателям свою сумму, так как все они применяют разное оборудование и обладают разным уровнем технологического оснащения.

Если говорить о средней цене приобретения строительного материала, то, учитывая налоги, доставки и другие элементы, сумма составляет 1135 руб./куб. м. Как и в первом случае, здесь не обошлось без роста цен, который заметно взлетел в конце весны и начале лета. Стоит акцентировать внимание на том, что статистические данные, которые были только что озвучены, базируются на открытых данных, но это ограниченное число крупных и средних предприятий, поэтому невозможно взять во внимание абсолютно каждую компанию и высчитать наиболее подходящую сумму, но средняя цена соответствует своей действительности. В каждом регионе страны уровень расценок может очень отличаться друг от друга, поскольку, как говорилось выше, предприятия сами устанавливают свою стоимость из-за довольно большого количества отдельных факторов, под которые не могут подходить все мелкие и крупные заводы.

— Что можно сказать по поводу перспектив строительного рынка на ближайший период?

— В первую очередь стоит сказать, что щебень в нашей стране очень востребован, поскольку без него не обходится большая часть строительства. Покупать щебень у других стран довольно невыгодно и дорого, поэтому стоит делать упор на добычу собственных нерудных материалов. Если провести некую аналогию, то чаще всего данный материал используется во многих сферах строительства и по большей части во время ремонта дорог. Раз речь зашла о дорогах, то они и являются одним из самых определяющих факторов. Чем больше правительство запланирует произвести ремонта дорожного покрытия во всей стране, тем, соответственно, и больше щебня для этого понадобится. Как мы знаем, с дорогами проблемы происходят постоянно, поэтому не стоит закрывать предприятия по добыче этого материала, а наоборот нужно оптимизировать и увеличивать то, что уже имеется. Безусловно, все зависит еще и от финансовой составляющей, поэтому, если будет финансирование свыше, то собственно и весь процесс пойдет вверх.

Если ссылаться на федеральный бюджет, который был принят на 2017-2019 годы, то финансы на этот период сначала немного превысят прошлогоднюю сумму, а затем немного снизятся, но уже в 2019 году они стабилизируется. Поэтому за эти несколько лет потребность в щебне в принципе будет, но если сравнивать все с тем же 2016 годом, то, конечно, бюджет урезается. Но с учетом всего, что сейчас творится в мире, лучше не оглядываться назад и смотреть на все так, как оно есть. Хоть финансирование существенно и придется урезать, дороги России все равно будут ремонтировать и для этого понадобится большое количество щебня, поэтому заводы и предприятия в любом случае не будут стоять на месте.

Как вывод, можно сказать, что все же нам не остановить сокращение выделенного бюджета на ремонт и продолжение дорог, но производство щебня при этом не должно упасть, возможно, по сравнению с прошлым годом, он даже немного возрастет в пределах 1-3%. Конечно, никакие эксперты не могут сказать самый точный прогноз, так как тема финансов очень шаткая, но если экономика России сможет сохранить стабильность на ближайшие пару лет, то все будет в порядке и людям не придется искать новое рабочее место.